6 ноября - 1 декабря
«Православная психология и психотерапия для священников и психологов»
12 занятий | 36 часов
23 900₽ 30 000₽
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
модуль первый
Христианская антропология и православная психология
Православный психотерапевт-консультант - это тот, кто обладает компетентностью в области современной психотерапии и основой его представлений о природе человека является христианское учение о человеке.

Почему нельзя построить психологию не в рамках материалистической парадигмы, а на «идеалистическом» (с точки зрения философии), христианском учении о человеке? Конечно, в христианской антропологии нет понятия «психика», есть понятие «душа». История свидетельствует, что термин «психика» появился как терминологический конструкт при возникшей необходимости его замены при смене идеалистического мировоззрения, идеологии, для исключения в научных исследованиях упоминания отношений души человека с Богом.

Но произошло ли при этом онтологическое изменение природы человека? Или изменилось только название?

Так кто же такой - православный консультант?
Православный консультант, психотерапевт - ТОТ, КТО опирается на теоретические представления христианской антропологии и говорит с клиентом о нравственных ценностях;
КТО свидетельствует о вере, но не превращается в Учителя веры, гуру;

Православный консультант, психотерапевт - ТОТ, КТО помогает страждущему человеку в соработничестве с пастырем, не оставляет клиента одного.
Как осуществляется эта работа?
  • Как правило, приходя на исповедь, верующий человек видит свой грех и кается в нем. Но на следующей исповеди (и еще много-много раз) он кается в том же самом грехе. Верующий часто не видит «корешок»-причину греха. Пастырь подчас не имеет возможности проводить с ним душепопечительские беседы, обнажать эти корешки. Психолог имеет достаточно времени, чтобы выяснить причины проблем, затруднений в жизни человека.
    01
  • Такую совместную работу пастыря и психолога можно изобразить в виде креста. Горизонталь - это психологическая работа, выяснение причин на уровне души, а дальнейшая работа или одновременная - преодоление жизненных трудностей в результате изменения себя - это духовная вертикаль. Когда психотерапевт подводит клиента к вопросам о его ценностях и смысле жизни, тем самым он подготавливает клиента к работе в вертикали. Постановка психотерапевтом клиенту вопроса «ЗАЧЕМ он живет» и осмысление клиентом ответа на этот вопрос побуждает, мотивирует его к решимости изменения.
    02
  • Если к православному психотерапевту обращаются верующие клиенты, имеющие духовный опыт внутри православной Церкви, то где граница, «предмет» работы психолога и пастыря?
    Идеальна ситуация, когда психолог работает на приходе в тесном союзе с пастырем. В. Франкл так сформулировал «точку приложения» - психотерапевт лечит душу, а пастырь спасает душу.
    03
Где проходит «граница» между душой и духом?
Современная психология и психотерапия имеют предметом своего анализа психику, душу, психологические проблемы; религия занимается «духом», «духовностью», духовной жизнью. Разделение на «работу» на уровне души (психики) и «работу» на уровне духа настолько тонко, а человек настолько целостен во всех своих проявлениях, что это деление может быть представлено только в виде теоретического конструкта. Различие между психотерапией и духовной практикой также в том, что цель психотерапии - помочь человеку решить его жизненную задачу, приспособить его к земной жизни, для духовной же практики цель - подготовить человека к жизни небесной.

Сегодня многие священники проявляют интерес к психологии и психотерапии. Некоторые даже овладевают теми или другими психотерапевтическими методами и технологиями, пользуясь ими как инструментом. Но возникает вопрос: психология - инструмент для решения каких проблем - душевных или духовных? Иногда бывает и так, что происходит подмена: увлекшись инструментальным решением душевных проблем, пастырь «забывает» об ориентации пасомого и на духовную работу, более трудную и требующую от пасомого больших усилий. Духовная практика идет глубже, дальше психотерапии. В психотерапии работают чаще всего с симптомами, личностными нарушениями, в духовной практике - напрямую с самой природой человека: сознанием, духовностью, «присутствием».

«
У секулярных коллег часто вызывает усмешку, когда они слышат «Я православный психолог». «Разве может быть православная физика, православная химия, биология»? Вероятно, они не видят принципиальной разницы между камнем, молекулой и душой! Современные психологи, психотерапевты, работая с человеком, как правило, не задумываются над вопросом «Кто такой человек?», «Какова его природа»? Можно ли быть эффективным психотерапевтом, не видя человека целостным и работать только с «частью» человека, которая называется «психикой»?

Вероятно, причиной игнорирования вопроса о природе человека являются теоретические установки современной психотерапии и консультирования, которые поддерживают у некоторых психотерапевтов иллюзию, что нужно и можно помогать клиенту, абстрагируясь от теории «кто такой человек», «каково предназначение человека и смысл его жизни», а также и от собственного, психотерапевта, мировоззрения.
Представителей существующей в нашей стране уже больше 20 лет православной психотерапии и консультирования часто критикуют за то, что называя себя таким образом, они якобы уже навязывают клиенту свое мировоззрение, так как у психотерапевта не должно быть мировоззренческой позиции. Однако, психотерапевт, как и всякий человек, имеет право на свое мировоззрение, и оно у него, разумеется, есть. Психотерапевт имеет право свидетельствовать клиенту о своей вере, если клиент проявляет к ней интерес или психотерапевт полагает, что клиенту полезно на данном этапе консультирования открыть духовные горизонты. Сегодня, при отсутствии правовых нормативов в консультировании и психотерапии, этические нормы – это нравственный императив личности психолога, психотерапевта, он сам определяет свою деятельность либо как получение выгоды (вознаграждения), либо как служение (делу, людям).


»
Почему необходима православная психотерапия?
  • После работы с секулярным психотерапевтом, когда клиент осознал свою проблему, понял как ее решать и остается только ее «решить», изменить себя, изменить свое поведение, клиент остается один!
    И все мы знаем, как трудно менять свои стереотипы, сложившиеся шаблоны поведения, привычки (вторую натуру)! И все ли способны на это?! Трудность изменения себя - не это ли является причиной низкой эффективности психотерапии? По данным исследований эффективность психотерапии (когда происходят реальные изменения поведения клиента) только 16 %.
  • Помочь человеку изменить себя, а тем самым свое поведение, можно только «сверху», с уровня духа. Верующий человек участвует в таинствах, где получает помощь Бога. Главным «ресурсом» совершенствования для верующего клиента является помощь Божья, Благодать Божья. И человек имеет потребность и способность ее вместить. Психотерапевт, в частности, тоже своим безусловным принятием клиента выражает эту любовь.
  • Православный психотерапевт, понимая разницу между проблемой и грехом, подводя и клиента к пониманию проблемы и помогая ему увидеть грех, не бросает клиента на стадии осознания, а показывает ему перспективу преодоления греха (и проблемы) в таинстве покаяния. Далее пастырь руководит духовной жизнью клиента, направляет ее.
    И это одна из особенностей православной психотерапии, что клиента не бросают после того, как он осознал и понял причины своих жизненных затруднений, помогают ему измениться.
  • Некоторые священники, сотрудничая с психологами, полагают, что был бы психолог компетентным в своей области, а какое у него мировоззрение - материалистическое или христианское - неважно. А можно ли утверждать, что мировоззрение Фрейда, Юнга не влияло на процесс их работы с клиентом?

    Современная технологичная психотерапия предлагает психотерапевтам и консультантам для использования множество техник, приемов, методик! Но может ли православный психотерапевт пользоваться любыми техниками?
    Православные психологи Петербурга, рассматривая этот вопрос не на одном семинаре, пришли к выводу о необходимости разработки критериев для оценки психотерапевтических технологий с точки зрения пользы или вреда для верующего клиента.

Лариса Филипповна Шеховцова

Православный психолог, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербурга.

Окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета, в 70-х гг. защитила кандидатскую диссертацию по диагностике типов конституции с применением обработки материала методом таксономии, много занималась проблемой состояния в стрессе, психофизиологией, сейчас написала большую монографию по этим проблемам. В 90-х гг. пришла к вере и с тех пор главное направление моих размышлений - как "совмещается" (или не совмещается) психология с христианским учением о человеке. В 2002 г. защитила докторскую диссертацию "Концепция развития целостного человека на основе интеграции христианской психологии и современной психологии".
Автор книг, учебных пособий и множества научных статей.
Автор и ведущая
Герасимова Римма Геннадьевна

Православный психолог с практическим опытом более 20 лет.
Автор терапевтических курсов и вебинаров.

Член Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга.
Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ООПЛ)
Основатель онлайн-школы психологии «AGORA - SCHOOL» и женского клуба «AGORA CLUB».
Основатель профессионального онлайн-комьюнити для психологов со всего мира «AGORA PSY UNITY»
Соведущие курса
Кутеева Татьяна Юрьевна

В 1996 окончила обучение в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, специальность - педагогика и методика начального образования.

С 2015-2016 гг. прошла профессиональную переподготовку по программе «Православная психология: теория и практика».
На данный момент оканчивает учебу в аспирантуре ОЦАД и пишет диссертацию по самосознанию и личности.

Практический психолог.
ПРОГРАММА КУРСА
МОДУЛЬ "ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
включает в себя 12 занятий:
1 занятие:
Христианская антропология, элементы библейской антропологии

2 занятие:
Христианское учение о человеке – основа православной психологии
3 занятие:
Природа человека - тело и плоть
4 занятие:
«Душа» как основная категория христианской антропологии и «психика» как основная категория научной психологии

5 занятие:
Христианское учение об органах чувств и дополнительных силах души

6 занятие:
Понятие ума в православной психологии

7 занятие:
Раздражительная часть души и эмоциональная сфера человека.
Страсть и негативные состояния человека

8 занятие:
Дух человеческий

9 занятие:
Сознание

10 занятие:
Богословское понятие личности

11 занятие:
Концепция личности в православной психологии

12 занятие:
Самосознание и совесть

12 живых вечерних вебинаров
Все записи занятий на платформе
Доступ ко всем материалам 3 месяца
Выдача диплома по окончании курса
Расписание занятий
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
6 ноября, понедельник
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
9 ноября, четверг
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
10 ноября, пятница
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
13 ноября, понедельник
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
16 ноября, четверг
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
17 ноября, пятница
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
20 ноября, понедельник
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
23 ноября, четверг
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
24 ноября, пятница
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
27 ноября, понедельник
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
30 ноября, четверг
18:00 - 21:00
18:00 - 21:00
1 декабря, пятница
Регистрация
Стоимость участия
- 12 занятий в формате онлайн

- 36 часов лекционного материала

- возможность задавать вопросы на онлайн-вебинарах

- доступ ко всем материалам после курса - 3 месяца

- официальный документ о прохождении курса
23 900 Р.
Вы можете внести всю сумму сразу
или в рассрочку:


1 платеж - 7900 руб. - до 9 ноября
2 платеж - 8000 руб. - до 8 декабря;
3 платеж - 8000 руб. - до 8 января;
У Вас остались какие-то вопросы или возникла сложность с оплатой? Напишите, пожалуйста, в службу заботы и вам обязательно помогут!
Поделитесь с друзьями!
Если этот курс вам кажется полезным, расскажите о нем cвоим друзьям
ОГРНИП 320784700155173 ИНН 781900116881
г. Санкт-Петербург
Контакты:
Электронный адрес:
info@rimmaschool.com
Телефон:
8-921-946-09-66