У секулярных коллег часто вызывает усмешку, когда они слышат «Я православный психолог». «Разве может быть православная физика, православная химия, биология»? Вероятно, они не видят принципиальной разницы между камнем, молекулой и душой! Современные психологи, психотерапевты, работая с человеком, как правило, не задумываются над вопросом «Кто такой человек?», «Какова его природа»? Можно ли быть эффективным психотерапевтом, не видя человека целостным и работать только с «частью» человека, которая называется «психикой»?
Вероятно, причиной игнорирования вопроса о природе человека являются теоретические установки современной психотерапии и консультирования, которые поддерживают у некоторых психотерапевтов иллюзию, что нужно и можно помогать клиенту, абстрагируясь от теории «кто такой человек», «каково предназначение человека и смысл его жизни», а также и от собственного, психотерапевта, мировоззрения.
Представителей существующей в нашей стране уже больше 20 лет православной психотерапии и консультирования часто критикуют за то, что называя себя таким образом, они якобы уже навязывают клиенту свое мировоззрение, так как у психотерапевта не должно быть мировоззренческой позиции. Однако, психотерапевт, как и всякий человек, имеет право на свое мировоззрение, и оно у него, разумеется, есть. Психотерапевт имеет право свидетельствовать клиенту о своей вере, если клиент проявляет к ней интерес или психотерапевт полагает, что клиенту полезно на данном этапе консультирования открыть духовные горизонты. Сегодня, при отсутствии правовых нормативов в консультировании и психотерапии, этические нормы – это нравственный императив личности психолога, психотерапевта, он сам определяет свою деятельность либо как получение выгоды (вознаграждения), либо как служение (делу, людям).